anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

Рецензия к роману "День девятый"

София и ее дети

 

 

«Анна Гайкалова, москвичка, 55 лет, инженер» - так представлен автор на обложке своей первой книги. Здесь важно всё. И возраст, равный мудрости. И профессия — самая, пожалуй, распространенная, «рядовая» для российской\ советской, и прежде всего московской, интеллигенции. И город проживания, накладывающий на всех «своих» неизгладимую печать (недаром почти все герои романа, каждое поколение, рожают и рождаются «у Грауэрмана»).

Все это настраивает читателя на несуетный лад, заставляя предположить, что с ним будут говорить на его языке. И автор не обманывает наших ожиданий.

 

Узнаваема в романе не только внешняя реальность — ее не так уж и много на его страницах, — но и реальность внутренняя: рост и становление души, биографии, раскрываемые в деталях взаимоотношений прежде всего с родителями. Автор показывает, как много зависит от ранних впечатлений детства, сколь непоправимой может оказаться ненароком нанесенная матерью, отцом  или  бабушкой травма, сколь значим их пример — как положительный, так и отрицательный. Главной героине, носящей «говорящее» имя Софья, удается взять от предков главное; снова и снова повторяет она себе с детства затверженные уроки родителей, которым всё простила: «Я никогда не поступлю так со своими детьми».

Женщина, развивающаяся в полноценную личность, избирает высшим предназначением материнство — трое приемных детей вдобавок к двоим родным красноречиво говорят об этом выборе. История Софьи — ее детство, юность и брак, поиски себя; ее путь к призванию приемной матери, отношения с детьми; а также история родной матери этих детей — Вероники — и составляют основное содержание романа.

Обе женщины описаны с сочувствием и пониманием. Автор показывает нам, сколь неслучайно все в человеческой судьбе, и мы снова и снова видим: надо обладать недюжинным запасом прочности, внутренней силы, моральной закалки, чтобы не сломаться; достаточно сделать один-единственный неверный шаг, единожды поддаться слабости — и последствия будут необратимы. Вероника соскальзывает в пропасть поначалу незаметно: она любит отца и мать, несмотря ни на что любит своих мужчин и своих детей. Однако безответственность и эгоизм подтачивают и губят ее — лишенная веры и твердости, понимания своего предназначения в мире, женщина лишается всего, разрушается, распадается. Быть матерью — высокое призвание, та, кто его не достойна, теряет детей и самое себя — таков приговор автора.

Анна Гайкалова не чужда мистики, выбор Софьи — и главный, и множество ежедневно принимаемых решений, — представлен в романе не только как сознательный акт воли, но и как результат откровений и прозрений, получаемых во сне и от ясновидящей Хамит. В этих снах и откровениях героиня понимает: всё предопределено;  духи предков являются ей и подают знаки. Интересно и замечательно, что христианская, иудейская  и исламская традиции почти равноправны в мире глубоко верующей героини — она ходит в церковь, читает православные молитвы, но также подает нищим у мечети, и иудейские реалии являются ей в снах. Это представляется вполне естественным — к определенному возрасту человек, взыскующий Бога и ищущий себя, понимает: Бог един, ни одна религия не совершенна, не способна вместить всех человеческих упований, но каждая содержит зерно истины. Поэтому терпимость должна стать главным достоинством человека — терпимость по отношению к другой религии, другому человеку, другой жизненной позиции. Соня, трудно выращивая себя и своих детей, обретает эту терпимость постепенно, тяжким трудом и молитвой — и она вознаграждена сторицей.

Роман достаточно велик по объему, но читается “на одном дыхании”. Текст полифоничен – герои говорят с нами от первого лица, у каждого из них – своя правда, каждый вызывает сострадание, сопереживание у автора и читателя.

Всем, кто следит за современным литературным процессом, обязательно вспомнится роман Людмилы Улицкой “Казус Кукоцкого” – также классический “семейный роман”, повествующий о жизни разных поколений; причем главный герой (у Гайкаловой – героиня) обладает экстрасенсорными способностями.

Если говорить о стиле – он вполне традиционен; что ж, в наше постмодернистское время классическая проза парадоксальным образом выделяется на общем фоне. Реалистический рассказ обильно “прослоен” мистикой; повествовательные главы перемежаются вставками, обозначенными буквами ивритского алфавита, – в них метафорически рассказывается о чуде зарождения жизни и миссии человека не земле.

Роман Анны Гайкаловой безусловно стоит прочитать, и не только потому, что это яркое явление в современной российской прозе. Это прежде всего интересная и поучительная книга об основных ценностях нашей жизни, проявленных на всех уровнях – от мистического до бытового.

 

Ирина Луговая

Официальный владелец рецензии издательство "Арт Хаус Медиа"


Tags: Роман"День девятый", рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments