anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

Category:

Кого играть, чтобы остаться

Давно и постоянно любила я фильм «Благословите женщину» со Светланой Ходченковой в главной роли. Не знаю, сколько раз я смотрела этот фильм с начала до конца, и сколько еще раз он шел рядом со мной, когда я тоже куда-то шла - что-то делала дома, отрывалась, поглядывала, получая удовольствие как от перекатывания во рту любимого лакомства, и продолжала дальше свои дела. И вот сегодня это очарование развеялось.

На эту тему я писала давно, и знаю, что многие не согласятся со мной. Помню аргументы, приводимые гневным тоном, опровергающие само право думать так, как думала я, помню слова про высокое искусство, про перевоплощение, про права и про данность… Про то, как интересно понять, что чувствует преступник. И тот факт, что поколебать меня в моем спокойном отторжении было невозможно. Речь шла о ролях маньяков, негодяев, разной человечьей нечести такого плана и такого масштаба, что мне, именно мне как мистику. отвратительно было бы даже представить какую-либо свою причастность не к подобным персонажам, а даже к одежде, которую они когда-то носили. А уж сыграть одну из этих ролей, тем более. Я вспоминала Шаляпина, который постился после того, как исполнял арию Мефистофеля, но эта ария казалась мне детским лепетов в сравнении, например, с Кровавой леди Батори и подобными ей.

Кровавая леди на экране пару раз передо мной мелькала. Я не рассматривала ее, потому что даже это казалось мне прикосновением, от которого не отмыться. Но косилась. И все думала, как может согласиться на такую роль женщина и вообще человек. Впрочем, нет. Именно женщина. Те минуты, когда я задерживала взгляд на экране, меня переполняло такое омерзение, что я отворачивалась. Признавала, что роль сыграна тщательно. Снова и снова говорила себе, что денег, за которые я пошла бы на такую роль, в природе нет, почему-то забывая о режиссере, об операторах, как будто к ним это вообще не относилось. Всю ответственность в моих глазах несла на себе именно актриса, потому что на протяжении долгого времени съемок раз за разом, играя дубли, перевоплощалась в мерзкое чудовище именно она. Я отождествила актрису с ее ролью и не хотела больше встречать ее ни в каких кино.

Это все мимолетно. У нас бывает иногда, что телевизор работает фоном, муж любит, а меня это от дел не отвлекает. Я не зависала в раздумьях о леди Батори, это были просто пометки на полях, я так живу. И вот как-то в полдень муж включил телевизор, и там шел фильм «Благословите женщину». Я разулыбалась, стала почаще поворачиваться к экрану… И вдруг! И вдруг – тут можно смеяться и качать головой и даже крутить пальцем у моего виска – тут я ее узнала.

Ну, насчет моих познаний в лицах и ролях можно не рассуждать, давным-давно известно, что в лицах я вижу не черты, а судьбы, совсем другое, не то, что большинство. Я для своей программы просматривала множество кинолент, производила подробную детализацию, но мозги мои устроены специфично, я выбираю из несущейся мимо жизни такие мелочи, которых не замечают многие, и в то же время, словно в насмешку, не замечаю того, что стоит на виду. И вот да, пример наглядный, не соединяло прежде мое сознание актрису, сыгравшую чудовище кровавую леди Батори и кроткого ангела Веру из старого фильма.

Я понимаю все, что могу услышать. Я это слышала. Но нет таких аргументов, которые переубедили бы меня в небрезгливости души человека, способного согласиться сыграть сумасшедшего маньяка, с наслаждением выпускающего кровь из детей, обрекая их на долгую мучительную смерть ради собственной молодости, и весь это бред с ваннами крови. Но причиной тому не просто мои домыслы, не просто мои предпочтения. Я прослеживаю цепи причин и следствий, и мне наверняка известно, что выборы подобного рода отражаются на судьбах людей. Масштабы бывают разными, да, а вот вектор выбора, он один. И оттуда, из этого «трубопровода», всю жизнь потом летят брызги той самой роли, игранной даже пусть только один раз. Впрочем, «один раз» в кино – это долгая история, мы понимаем. Это день за днем и месяц за месяцем проживания в себе образа твари в облике человеческом. В чем тренируешься, в том и преуспеешь, это фраза-рефрен из моих семинаров.

Впрочем, что мне до конкретной этой актрисы. Вот, я разглядываю Чурикову, Купченко и Ходченкову, одновременно играющих в эпизоде фильма «Благословите женщину», и задаю себе вопрос, согласились бы на роль кровавых леди первые две. Не было у них таких ролей, не знаете? Мне хотелось бы верить, что Купченко не играла подобного, и я совсем не верю, что на это могла пойти Чурикова. Но я сейчас занята задачей совершенно определенной. Мне нужно совместить воспоминание о кровавой леди Батори с образом Верочки, чтобы вывести в сумму того человека, который "в примерочной" способен быть и той, и другой. В самом отдаленном представлении, это мальчик, вдалеке от глаз родителей примеряющий мамино белье. Откровение лезет изо всех щелей, как будто на прекрасное лицо молодой пухлощекой актрисы наброшена подвижная уродливая маска с бесцветными глазами, пропускающими наружу образ человека, которого я раньше не знала.

О том, почему один образ потрясает, а другой нет, я сейчас не говорю. Но как мозаику из песка, составляю портрет непонятной мне личности, рисую его судьбу во всех мелочах и после буду сличать представленное с осуществленным. Я знаю, что выбор этой роли – Кровая леди Батори – не мог не повлиять на судьбу, а женщина, сыгравшая такую роль, не могла не привлечь в свою судьбу несчастье, потому что есть составы, пятна от которых остаются на тканях навсегда, есть субстанции, проникающие в каждую клетку, губящие все на своем пути, есть силы, способные только на разрушение, и если породнишься хотя бы с одной из таких сил, никогда тебе не быть прежним. И жаль мне актрису, очень жаль, что не прошла она мимо предложения сыграть средневековую маньячку так же, как прошла в своем сне кроткая Вера мимо непримиримого воина «Шунечки» в заключительных кадрах фильма «Благословите женщину».
Tags: #актеры_и_роли, #фильмы
Subscribe

  • Годовщина

    Завтра у меня выдающаяся дата. Завтра исполнится ровно год с событий, которые описаны в рубрике "больничный дневник" , которые подарили…

  • Хорошие новости

    Главное чтобы костюмчик сидел принять верное решение.. Правильно все-таки некоторое время назад я решила забить на это…

  • Обо всем понемногу

    Ты отказала мне два раза, "не хочу" сказала ты Я отказала редакции журнала, о работе которого с моим текстом писала в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Годовщина

    Завтра у меня выдающаяся дата. Завтра исполнится ровно год с событий, которые описаны в рубрике "больничный дневник" , которые подарили…

  • Хорошие новости

    Главное чтобы костюмчик сидел принять верное решение.. Правильно все-таки некоторое время назад я решила забить на это…

  • Обо всем понемногу

    Ты отказала мне два раза, "не хочу" сказала ты Я отказала редакции журнала, о работе которого с моим текстом писала в…