Лоретта Броллинг, известный американский писатель, профессор философии, автор книги "Гормоны счастья" и других книг, разносторонне образованная личность. Лоретта изучает действие гормонов на поведение животных и людей, она является основателем Inner Mammal Institute, в рамках этого проекта обучает людей управлять своими гормональным всплесками, чтобы людям можно было на животных как можно менее походить.
"Девочки, если вы беситесь и не понимаете, что с вами, и если при этом вы вдруг вспомнили, что у вас ПМС, это не зеленый свет вашей разнузданности, а понятное вам напоминание о том, что сейчас вы не владеете собой, а так же это сигнал немедленно взять себя в руки, чтобы человек над животным внутри вас возобладал," - это не она говорила, это я говорила еще на семинарах, и участницы поражались тому, что буквально недавно искренне считали, что ПМС это вселенское разрешение устраивать ад родителям, мужу и детям, а климакс – жертвам более широкого охвата.
А на Конференции #brain2020 после выступления Лоретты ей был задан вопрос, суть которого сводилась к следующему. Лоретту спросили, как себя вести, в случае если у женщины двое детей, и один из них невероятно плаксивый, все время "выцыганивает" преимущества нытьем и слезами. Лоретта посоветовала слезы не поощрять. Я буквально слова не приведу, тем более что слушала через переводчика, но смысл точен: Лоретта призвала игнорировать нытье, не давать мозгу ребенка подкреплений, чтобы он не усвоил, что способ ныть и канючить это путь получения внимания мамы. "Вспомните, как дрессируют собачек, - сказала профессор, - делайте так же. Почаще вспоминайте, как вырабатывается рефлекс у собачек". Последняя фраза – буквально, то что прозвучало.
Тихое "ах" пронеслось по рядам, но регламент жесткий, в следующий момент уже звучала музыка. Я отметила, что ахнувших было немного, и вспомнила, как меня однажды сравнили с Нэнси Томас за то, что я много времени уделяла выработке привычек, быстрых, моментальных реакций, причем, не только в детях, но и во взрослых, в нас самих – для сокращения времени на принятие решений, для скорости обработки информации, для управления собой. Чтобы не передергивать, чтобы выбрать из предлагаемого именно то, что имеется в виду, нужна спокойная, сдержанная и доброжелательная мудрость, но это нечастная гостья в наших лесах. А ведь тут рецепт на века. Однако, очень часто от него отмахиваются с плеча. И мне ужасно жалко, что народ у нас золотой середины не держит, бросается в крайности, не хочет и не может выбрать рациональное зерно и воспользоваться им. Я вспомнила обличительные речи против Нэнси, извращение смыслов теми, чей хлеб - не поиск путей решения проблем, а обличения, выдергивание фраз из контекста и выбрасывание мальчика с водой. Понадеялась, что сейчас наступает время, когда людям придется менять некоторые шаблоны мышления, потому что мир изменился, и оставаться в старых парадигмах для выживания небезопасно.
Нет ничего безнравственного в том, чтобы закрепить в нытике четкое понимание, что мама не предоставит ему ни одного бонуса (ни ласки, ни нотации, что тоже внимание и энергия) в ответ на нытье. Или в том, чтобы ребенку, который пытается добиться желаемого истерикой, раз за разом демонстрировать отсутствие встречной реакции (не путать с демонстрацией недовольства) с повторами на излете истерики (например), что горлом мы своих целей не достигаем. Это не дрессировка в буквальном смысле слова. Это – да - осознанная и спокойная демонстрация того, что поведение ребенка не поощряется: «У нас так себя не ведут».
Я наблюдаю за воспитанием детей и вижу, как порой мамы выбирают не правильные пути, а легкие пути, причем, не облегчающие жизнь (хотя бы), а облегчающие момент - без стратегии, без осознанности, без цели, просто потому что сейчас им так захотелось. Чаще всего именно они кричат громче всех.
Но вот Синергия взяла и пригласила Лоретту на конференцию по мозгу. Она не «бывшая собачница», хоть так некстати собачек и упомянула. Ведь именно этим (бывшая собачница!) попрекали Нэнси глумящиеся над ней, но тут вопрос, чего захотят ревнители идей, потому что ищущий воистину обрящет, чего бы он ни искал. Значит, вопрос по-прежнему в том, что именно будем искать мы сами: придирок к словам или мысли, за которой пути решения многих проблем. И мне интересно, какой процент услышавших доклад Лоретты воспользуется ее рекомендациями, не доведя своих реакций до абсурда в одну и в другую сторону.
PS. На мой взгляд, люди, профессионально занимающиеся животными, собаками в частности, знают о природе человека значительно больше, чем те, кто держится от животных на расстоянии.
P.P.S: Вот и первый прекрасный комментарий. Поскольку он открыт, как открыт и мой ответ, считаю себя в праве поместить его сюда:
А.Е. Эмм, мне царапнуло тоже выражение дрессировать... Вырабатывать положительное подкрепление нужных взрослым реакций, да. Но почему умалчиваем о том, что у ребенка есть потребность быть принятым во внимании!!! Есть потребность в том, чтобы его интересно развивали. Не навязывали нудно что-то, а с интересом, в игре. Затем, когда ребенок начинает ныть, если речь идёт о возрасте, вот кстати и тут вопрос. До какого-то возраста лучше ребенка всё-таки успокоить, а после 7 уже договариваться во взаимовыгодных отношениях, где ребенок уже учится самконтролю.
Ответ: Не в моих правилах не отвечать на комментарии, но бывают ситуации, когда я вижу полную бессмысленность ответов. Этот тот самый случай, но я не прохожу мимо молча, т.к. вижу тут шанс помочь кому-то, еще не слишком увязшему, опознать себя и выдернуть из этого помрачения.
Посмотрите, текст мой как раз от такого подхода и предостерегает.
Во-первых, у вас все в кучу, вы реагируете на слова, а не на смыслы сказанного.
Во-вторых, вы жаждете схем, а не мышления и подхода индивидуального.
В третьих - про потребность быть принятым во внимание - надо выделить отдельно, потому что тут неспособность осознать ни того, что такое потребность, ни того, какова роль внимания.
В четвертых - непонимание разницы между знанием физиологии и поведением на основании этих знаний и "нудным подходом".
В пятых, это невозможность представить, что если хирург удаляет бородавку, следствием этого действия не является порубленный в лапшу "остальной пациент".
Ну и наконец, хотя это в самом начале - расцарапанность. Человек спотыкается о слово и дальше перестает информацию воспринимать.
Ваш комментарий - блестящий пример того самого подхода к воспитанию, который уродует детей по всему миру сейчас. Не удаляйте его, пожалуйста, возможно он поможет кому-то осознать то, как может человек завязнуть в штампах, перепутать ценности и смешать понятия. Я скопирую и его , и свой ответ для отдельного обсуждения.
Благодарю.
Комментарий после комментария. На конференции Андрей Курпатов в очередной раз говорил о том, что люди с "клиповым мышлением" будут иметь огромные трудности в жизни. Вот это вполне похоже на проявление клипового мышления. Предполагаю, что оно будет выглядеть именно так.