"Не отлетать.
Сложно писать рецензию на книгу, если знаком с автором произведения лично. Тут порой нужно подбирать слова столь же тщательно, как если бы сам над романом трудился. Автора «Марфы» я знаю давно, хотя всё больше издалека, встречались мы всего пару раз, но разве километрами, а не мыслями исчисляется расстояние между людьми? Анна Ильинична Гайкалова стала для меня родной за время нашего знакомства. Больше — наставником. Поэтому к её книгам я отношусь особо, и, благодаря её таланту, мне не нужно трепетать над тем, как выразить впечатление от прочитанного, потому что «Марфа» бесспорно хороша. Состоит книга из трёх повестей, связанных общей темой воспитания и взросления, ведь взрослеем мы все, от мала до велика, только кто-то в час по чайной ложке, да так до старости и не вычерпывает своей чаши, а кто-то — глотает жадно и с каждым глотком растёт. Итак, три повести: — «Нам легко слушать небо», — «Разбитый арбуз», — «Марфа». Ближе всего мне именно третья повесть, «Марфа». Это рассказы о жизни многодетной семьи, где все на своих местах: отец-сказочник, мать-хозяйка, дети-непоседы. Тут всё звучит согласно: и слова, и поступки, и выражения лиц — всё воспитывает, рисует жизнь и правду. Дети растут и учатся в каждом дне, в каждом деле, ведь наполняем смыслом или обесцениваем какие-либо занятия мы сами, в частности взрослые. И не только для себя, но и для детей: научатся ли они ценить мгновение, быт, рутину, видеть в маленьких шагах часть долгого, интересного пути? Это зависит от родителей, от той картины мира, которую мы нарисуем, чтобы передать младшему поколению. Первая часть — «Нам легко слушать небо» — это зарисовка жизни большой семьи. Несколько поколений собрались в старом деревенском доме на отдых: но отдых не равен лентяйству, потому что человек трудится всегда, если живёт для других. Это неспешное, спокойное повествование, в котором много лирики и зоркости. Да, и того, и другого, интересно же, правда, как это можно сочетать? А можно. Лирика в проходящем времени, в деталях, в чувствах, зоркость — опять-таки в деталях: приметить важное в обыденном, не пройти мимо истории соседа, понять другого. Всё это создаёт ощущение надёжности, несмотря на скрипящий дом. Избу-то можно починить. Вторая повесь — «Разбитый арбуз» — интересна своей идеей. Автор подробно через разговоры героев знакомит читателя с теорией цветных душ. Пересказывать её не возьмусь — Анна Ильинична для этого написала целую повесть, в рецензию такой объём не поместится. Но если совсем коротко, то так: каждый человек проходит по ступеням разного цвета — от красного к фиолетовому. По радуге, да. И каждая ступень имеет свои признаки, как-то: запасливость, упрямство, бескорыстие, амбициозность и другие. Интересно примерить эту теорию на себя и попробовать рассмотреть свой цвет. Чистых цветов, наверное, не так-то много, именно потому, что человек развивается, воспитывается жизнью. Один желтеет, другой зеленеет. И при этом в нём ещё и вкрапления красного цвета есть. Люблю Анну Гайкалову за это погружение в жизнь. «Не отлетай», — говорила она мне порой, когда я уходила от событий куда-то ловить ворон. Не отлетать, а погружаться — великое умение, но оно достижимо, если трудиться и не бояться. Об этом и книга. Это если попробовать вывести некий краткий обобщающий вывод. Черпать же из этих трёх повестей можно много — воды их глубоки и чисты.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/1224029-marfa-anna-gajkalova?fbclid=IwAR22A7yZYSZo7E6L3vVwu3loFGGY6uyzjR32NRj0sHGY-0NX79s8-SL6EtA#comments