Когда росли мои, я смотрела с ними фильмы, останавливая их и комментируя, задавая вопросы, разъясняя и настаивая на ответах, вовлекая в дискуссию.
Помню, я однажды рассказывала об этом, и мне написали, что, мол, надо, чтобы ребенок сам разобрался , что к чему, а не свои взгляды ему насаждать. Мое время уже принесло мне многократные результаты, и всем остальным оно тоже принесет то, во что вкладывались они. Пусть отпускающим детей на самоопределение поможет Господь.
Передать наши ценности, закодировать их в сознании ребенка, повторить их действие многократно - на множественных примерах, проиллюстрировать в образах, наполнить детские головы не чем попало, не помойкой, летящей из интернета, а тем, что считают правильным взрослые зрелые люди - вот цель, которую я ставила и ставлю перед собой.
Этому я учу взрослых. Их же учу, как показывать фильмы детям, чтобы у родителей и детей появлялись общие примеры, на которые можно сослаться, чтобы ориентиры были не словах, а на конкретных делах, пусть это лирический фильм, исторический или боевик. Ничего не стоит пускать на самотек. И да, дело не в том, что именно мы смотрим. Вообще дело не в том, что мы смотрим. Дело в том, что мы видим. Дело в том, что и как мы об этом и говорим.
Вчера мы смотрели американский фильм "Военный ныряльщик", где главным героем Кьюба Гудинг младший, а вторую роль играет Робет Де Ниро. Фильм идет полтора часа, мы смотрим его больше трех часов, как и любой другой полнометражный фильм. То есть, просмотра не больше, чем обсуждений. Интересно, что взрослые смотрят не с меньшим увлечением, чем дети. Как раз бывает, что дети поначалу "немного жмутся", если, конечно, они на мероприятии впервые. Но уже на второй раз внешние зажимы у большинства уходят. Если дети без родителей, зажимы уходят быстрее, потому что все эти закрытости - следствие каких-то системных ошибок в семьях детей.
Взрослые - тоже поразительно. Они перебивают и отвечают на вопросы раньше детей, приходится их притормаживать, чтобы не забегали вперед и не срубали инициативу. В конечном итоге довольны все. Но главное, конечно, не наше довольство, а именно тот факт, что можно потом сослаться на просмотренное или сказанное: "А помнишь?". Все уходят наполненными до краев. Так понемногу мы обрастаем общими терминами. А с ними и ценностями, что куда важнее.
Например, я противник набравшей моду драматизации стартового положения сирот. Депривация, да, ужасна, она дает необратимые процессы. Но в детских домах находятся дети, которых вполне можно вытащить - без причитаний и горестей, а с уважением и мотивациями, не с набившим оскомину лицемерным и вялым "экологичным общением", а с силой и страстью души. Я знаю, как это делается. Я умею это делать.
Детям просто необходимо обговаривать вместе со взрослыми жизнь - в каждой ее капельке, на свету и в самых потаенных ее уголках.
Вчера у нас были детишки домашние и "прикарманенные", продвинутые и с задержкой развития, спокойные и с напряженной нервной системой, распахнутые и зажатые. Но все они сидели, как птенцы, с открытыми клювами, принимая рассказы о людях, о труде, о чести и о совести, о мире. И о битве. О победе над собой вне зависимости от обстоятельств, в которые попал человек.
Когда я работать в ДД только начинала, была у нас в группе девуля чудесная - темнокожая. До того, как взять детей, я ее на выходные приводила, и всегда блаженствовала, если мыла ей голову: такое чудо эти пружинистые волосы, которые становились шелковыми в руках... Очень, очень мне нравилось нашей красавицы касаться, я огромное удовольствие получала всегда, пока мы встречались с ней. Вчера в Клубе у нас был паренек темнокожий - замечательный. И вот когда у нас занятие кончилось, я подошла и ... протянула парнишке руки. И он "дался", чтобы я его обняла, и обнял меня в ответ, приласкался даже - ростом меня выше. Не могу сказать, что я утолилась, я , наверное, никогда не утолюсь. Но все же хоть немножко отвела душу. Это чудесно, когда у тебя в ладонях вот такая роскошная голова.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Все новости у меня на сайте: http://целый-невредимый.рф