anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova

Монастырь в горах

"В 3 км от села Терновка, над Шульской и Кара-Кобинской долинами возвышается гора Челтер-Кая. Её южная сторона, густо изрешеченная пещерами и гротами, в 12 веке стала прибежищем для монахов, основавших здесь большой пещерный монастырь с чудным названием Челтер-Мармара, или «мраморная решетка». Говорят, что у подножия Челтера когда-то располагалась небольшая деревня Мармара. Сейчас от нее осталось лишь имя, да вылинявшие глиняные черепки, которыми усеян южный склон горы. Подниматься по нему довольно утомительно. Зато наверху путешественника ждет удивительный и загадочный средневековый памятник истории и архитектуры".
Этот текст взят отсюда, а я накануне собралась в Бисерный Храм в районе Бахчисарая и договорилась с местным водителем, что он часов в 10 заедет за мной. Утром он позвонил и спросил, не буду ли я возражать, если он возьмет с собой семью - жену и ребенка, т.к. у жены выходной. Конечно же, я не возражала.

Вчера погода была чудесной. Я ездила в Ялту, плавала в открытом бассейне... А сегодня интернет обещал всего +5. Хорошо, что я взяла с собой жилетку на всякий случай. Я еще и зонтик взяла, правда, он оказался не нужен. Не пригодился он только потому, что, когда лезешь по очень крутой горе, зонтик над собой держать нереально. А когда спускаешься, да еще боком, да еще в юбке, про него даже помнить не получается. Кроме того, оказалось, что мы приехали совсем в другое место...

Когда мы подкатили к подъему, выяснилось, что и жилетка мне не поможет, что +5 это хорошо, а тут , пожалуй, не больше +2 . Водитель Володя  в подножие горы попробовал было подниматься, но понял, что рискует кубарем слететь. Стал разворачивать машину , а она скатилась вдруг и села так крепко, словно ее струбцинами зажали. Колеса провалились вниз, а бамперы оба уперлись в преграду из земли, камней и глины. Мне кажется, Володя чуть не поседел. Но мы перед этим были на Форосе. И мы молились там. Я подумала, что нет, ничего не капкан. И пошла искать "копалки", потому что  у водителя ничего подходящего не было. Принесла по палке себе и Рае, его жене. Володя говорит: "Анна Ильинична, вы собираетесь откапать машину палкой?". Я ему ответила, что, если бы не мышка, репка так и осталась бы в земле. И мы стали откапывать задние колеса. А Володя, раз так, передние. Скоро нам стало жарко. Но мы откопали! С трудом машину удалось развернуть, но на этом наш авто-подъем и завершился. Дальше мы с Раей и Максиком пошли пешком, Володя не рискнул оставить машину одну в лесу...

Тропинка нам  себя не открыла. Поэтому я пошла "на запах", сначала сквозь кизиловые кусты , решив, что так непременно дойду до Креста, который знаменует изножие монастыря. Его пока было видно. Потом тропинка стала более явной, потом появился крест... Но еще надо было идти. Как мы лезли в эту гору, я восхищаюсь... Поскольку это было непросто, то я шла довольно быстро.  Через кусты, придерживая из руками, и еле угадывая бывшую тропу. И мы влезли!

Нас встретил насельник Саша и еще один, постарше, который не представился, но пофилософствовал о кресте, каждому положенному. Я его спросила, видел ли он, чтобы крест в радость. Он удивился, посмотрел сурово и... понял, о чем я. Кивнул и сразу перестал выглядеть сурово. А Саша рассказал нам обо всем.
Жизнь тут трудная, монахи не задерживаются, уходят в пощадные монастыри... Сказал, немногие даже просто поднимаются сюда пешком, разворачиваются на полпути и возвращаются.  Не пускает гора... Он потом ушел, оставил нас. Сказал, где можно записки написать, служба будет только на Пасху, приедет Благочинный. Я помолилась, пошла писать записки... А там лежат две. Одна за здравие, одна за упокой. Одним и тем же почерком.
Видно и правда, гости тут случаются редко.

Пока мы молились, стемнело и пошел...снег. Тропа так быстро стала намокать! Мне всегда спускаться труднее, чем подниматься - психологически. Но в обход более пяти км, Рая волнуется за мужа, да мы в легком одеты. И Максик, дружочек мой новый, ему всего 12 лет.   В общем, пошли, перекрестясь. И я снова пошла первой, потому что в колонне иначе не могу, я когда-то рассказывала об этом своем свойстве. Поставь меня в хвост и мне конец. А первой я и сама дойду, и людей
выведу. В общем, мы поднялись и сумели спуститься! А теперь много фотографий.
Не знаю, будет ли что-то более примечательное в этом моем фантастическом отпуске...

Это вид издалека, гора еще роста не показала
...
Это я максимально приблизила...

Мне кажется, похоже на корабль
Похоже, да. Корабль огромный
Это Максик
Тоже с длинным зуммом. У меня новый фотоаппарат, кстати. Я очень довольна! NICON.
Мы с Максиком. Нам явно не холодно!
...
Крест показался. Я присела на камушек, пока Максик вернулся за мамой.

А тут и кот пришел. Значит, жилье близко.
Раечка и Макс
Еще не очень близко
Ближе...
ДОШЛИ!!!
....
...
Не знаю, насколько  понятны расстояние и высота, но видите серую крышу? Это теплицы. мы поднимались оттуда.

Келья
Колокольня
...
Саша разрешил Максику нажать на педаль, колокола ожили, и над горами поплыл звон...Максик ничего, а его мама была счастлива.
Вот они. Максик тоже рад.
ХРАМ...
....
Это со вспышкой
Вот это овальное выбитое в камне - место схорона. В такие углубления укладывали усопших монахов, чтобы посмотреть потом, "что проиходит" - так сказал Саша. То есть, чтобы увидеть, тленные или нетленные мощи...
Вот еще...
...
Алтарь. Насельники им очень гордятся! Он и правда чУден в этой каменной пещере...
Лежат себе пасхальные яйца за уголком каменным...
Преподобный Савва Освященный. О нем можно почитать ЗДЕСЬ
Крест с Царской семьей
Здесь под иконами место схорона видно лучше
Снова алтарь. Или это та же фотография...
...
Какой чудесный столик! На обработанном корневище
Печурка и дрова... сегодня печурка не топилась, хоть и шел пар от дыхания. Саша, кстати, был в простом свитерке
Мы вышли в существенно похоладавший мир. На фотогафии хорошо видно, как круто гора уходит вниз. Нам предстоял спуск по мокрой земле
...
Мы старались не наступать на крокусы, а они проклюнулись повсюду!
СНЕГ. Видите? У меня получилось его заснять! А как далеко нам спускаться, видите?
Мы собираемся спускаться. Не хотите идти в обход, как хотите. Тогда вперед!
...
Мы вышли в другом месте, но и Володя машину переставил. Тропа вывела прямо на нее. День оказался незабываемым!
Tags: Крым, отдых, путешествия, фотографии, хорошо