Анна Ильинична (anna_gaikalova) wrote,
Анна Ильинична
anna_gaikalova

Categories:

Новая рецензия на "Море"

КАКОВ ДУХ, ТАКОВ И ПУТЬ

Рецензия на роман Анны Гайкаловой «Семьдесят шестое море Павла и Маши М.»

С новым романом Анны Гайкаловой «Семьдесят шестое море Павла и Маши М.» можно разговаривать, как с близким человеком. Открыть книгу, начать читать и, не останавливаясь, на одном дыхании, то вздрагивая от радости узнавания и понимания себя и собеседника (автора), то вступая с ним в дружеский и плодотворный спор, договорить до утра, пока не закончится до поры до времени речь и не будет поставлена точка, а вернее, многообещающее многоточие…

Так, во всяком случае, случилось со мной. Когда я оказалась без собеседника, и разговор с близким человеком был нужен как воздух, роман со своим странным названием меня буквально спас. Я читала его, сидя на чужом берегу чужого еще моря, и чувство братства, родины, вполне реально присутствующего рядом единомышленника наполняло меня силой и уверенностью в правоте Жизни и Любви…

Я читала про одну из главных героев романа – Машу Бережкову, девушку не от мира сего, в жизни которой «всегда пело небо», упивалась ее своеобычной, такой ласково-точной и ни на что не похожей речью, и думала: «Да это же настоящая современная блаженная, истинно дитя от Бога, человек, какого редко встретишь в нашем искаженном штампами и стереотипами обществе, и немудрено, что подобных ей людей порою называют больными, умалишенными или убогими»…
А слова, высказываемые ею, пронизывая плоть романа, на разные лады пели все об одном – о том, что душа бессмертна и крылата, что главное в жизни – любовь и кроткая вера в чудо, о том, что «Всякое дыхание, да хвалит Господа», что всякий зверь, птица или рыба чудесны и одухотворены, и прекрасны сами по себе… В то время как Маша, подобно невинному младенцу, могла высказать то, о чем боялся даже подумать ее отец-священник, как, например, про показное благочестие сверстниц: «А король-то голый!»

«Ты только не грусти, - обнимала дочь своего отца, - …мне нравится, когда люди могут не зависеть. От предметов, друг от друга. Даже если бы и женщины от мужчин. Что в этом плохого? Главное, чтобы человеку было интересно, чтобы он не торчал в этой жизни, как балясина без перил…
…Владимир Иванович слушал свою дочь и беспокойно вопрошал Бога, что за удивительная душа спустилась к нему в обличье его ребенка, и к чему горнему эта душа призвана».


Однако Машины мистические прозрения, ее единственное и главное желание – летать, оторвавшись от своего «я», приближаясь и поднимаясь все ближе к миру свободы и истины, в жизни, как это часто бывает, грозило обернуться полным отрывом от всего социального, упорядочивающего жизнь и ставящего каждого человека в только ему одному предназначенную нишу, тем самым превращая его в статую самого себя.
Может ли «белая ворона» обрести свое место в этом таком «реальном», таком плотном и жестком мире? Как же можно и возможно ли вообще, следуя только за своим Духом-водителем, который ведет нас к своей истиной свободе, жить или, вернее, выжить в этом мире финансовых сделок, агрессивного социума, где «все на продажу, в мире «свинцовых времен» и железных правил?
Ведь, если идти до конца, то надо полностью отказаться от своего «я», и недаром Маша, в самом начале своего мистического странствия, во время подготовки к «полету», вопрошает своего поводыря в мир мертвых, а вернее, в мир вечно-живых ¬(а не аллюзия ли это с Цербером?) – любимого пса Страхго: «…Что оно, это «я», ни зачем не надо? Я что, должна была его отдать насовсем? Или так сильно верить?».
И, наконец, как не изменить самому себе, исполняя все те же Заповеди блаженства, не потеряв при этом ни положения в обществе, ни возможности заниматься любимым делом, ни способа прокормить себя и своих близких?
Возможно ли такое людям, которые не хотят и не могут считать себя только «набором факсимиле и штампов»?

Пожалуй, это один из главных вопросов, который ставит перед нами роман Анны Гайкаловой.

Да, так сильно верить способны немногие. Вот и Павел, муж Маши, задается тем же коварным вопросом и просит ответа у драгоценного своего «бати» Машиного отца священника Владимира Бережкова : «Тут, получается, надо выбирать, или Бог, или жизнь в социуме?»

И все же человек, а вслед за ним мир, преображаются только тогда, когда мы оставляем свою выдуманную значимость, восприятие себя как «творцов вселенной» и начинаем доверять Духу, ведущему нас. «Твоя ошибка – твой испуг», - то ли наяву, то ли в Машином сне объясняет Страхго своей хозяйке. - «Тот, кто цепляется за свое я, не может продвигаться вперед. Он обречен возвращаться».

Но может, пребывая в этом мире, где мы видим не сам лес, живой, непостижимый и многомерный, а лишь его верхушки, которые мы именуем жизнью, ответ «как жить?» можно найти в словах того же Владимира Ивановича: «Человек не есть дело, которое он совершил… то, что мы производим, моральных качеств не имеет, как не имеет значения и то, гении мы или нет».
Имеет значение лишь то, умеем ли мы «ухаживать за любовью», как это умеет – и это и оказывается ее главным предназначением в жизни! – Маша, а уж как мы умеем «добывать себя», - дело десятое.

И наконец, откуда же такое странное название: «Семьдесят шестое море Павла и Маши П.»?

Поглощенные чтением, мы это начинаем понимать, когда уже повествование достигает зенита, и это неслучайно.
Как Солнце распускается в точке касания брошенного камешка о воду, чтобы потом расшириться и распуститься в ширящихся светящихся кругах, так и вокруг Павла и Маши, главных героев романа – расходятся во все стороны и другие сюжетные линии.

Среди них – Нина Дмитриевна Прелапова, мать Павла, бывшая учительница, сама не отдающая себе в этом отчета, всю жизнь любившая Владимира Ивановича, отца Маши. С нею тесно переплетена история жизни священника отца Владимира, в конце концов прекратившего свое служение и после страшной жизненной трагедии – смерти дочери Маши – соединившего свою жизнь с любимой Ниной.

История жизни и любви Павла, такой счастливой до болезни жены и столь печальной – после – конечно, здесь в центре внимания, но удивительно другое. В романе отсутствуют так называемые отрицательные персонажи, и даже друг Павла Мишка, вроде такой далекий от «высоких» материй, предстает читателю озорным, верным товарищем, после отъезда которого в другую страну Павел чувствует печаль и скучает по другу. Ни одного злодея, только люди, так или иначе следующие за своим Духом, в поисках своего пути и предназначения. Чего стоит один дед Попсуйка – известный всем жителям коммунальной квартиры своими странностями чудак, любящий всю жизнь свою незабвенную Бронечку, мудрые слова которой, сказанные на украинском идише, кажется, способны примирить «верх» и «низ», а сам он порою может так помочь страждущему и говорит такие удивительно проникновенные вещи, что даже отец Владимир подумывает – а не святой ли он?

Однако вернемся к названию романа. Почему семьдесят шестое море? Всего на Земле, по подсчетам Маши, семьдесят пять морей. А вот море семьдесят шестое – это море любви Павла и Маши, море их жизни, море их «невероятностей» и чудес, настоящее чудо. И оно – одно, оно – едино, сколько бы каждодневных чудес жизни двух любящих людей в него не вливалось. И оно живет иной, отличной от обычной жизнью, и может полниться до бесконечности…
И море это, по словам Маши, «не может состоять из чего-то одного, семьдесят шестое наше море! Оно составное, матрешистое, в нем много разной жизни, мы его сложим, а потом запустим. И оно будет! Нам же ни к чему много плоских морей, правда же, Паш-Паш?»
И поскольку море это существует, так хорошо, когда впереди «много нового и неизвестного. Только ужасно грустно, когда надо по очереди уезжать…», - с любовью и печалью говорит Маша незадолго до своего ухода.

Удивительно, но когда роман был уже почти дочитан, мне почему-то очень захотелось назвать его поэмой, ну, прямо как «Мертвые души». Но почему? Странно. Ведь тут присутствуют все признаки романа, и Бахтинская полифония, и все остальное… Однако, вспоминая о камешке, брошенном в светящуюся воду, и о расходящихся от него кругах на воде – может, это вода моря Павла и Маши? – я почувствовала, что понятие времени, времени линейного, здесь не является формообразующим. И потому композиция, внутренняя композиция романа представилась как светящиеся радужные круги, расходящиеся от центра, и круги эти словно пели, пели о любви на все лады: «Временами Павлу казалось, что семьдесят шестое море – единственная вещь в жизни, которую они когда-либо создавали. Они создают…»

Потому всякий, кто ведом любовью, а не терпением и ропотом, знает: «…бытие не определяет сознание… Все от Духа. Каков дух, таков и путь. Таков и исход».

Итак, семьдесят шестое море может быть у каждого из нас… Как право на чудо и любовь.

И Анна Гайкалова это знает и рассказывает об этом всем нам…


Мария Максимова,
член Союза писателей Москвы,
поэт, прозаик, литературный критик
Tags: "Семьдесят шестое море Павла и Маши П", рецензии ко второму роману
Subscribe

  • Отзыв к "Морю"

    Новый отзыв я получила на "Семьдесят шестое море Павла и Маши П". Очень ценно для меня, когда так глубоко чувствует человек. "…

  • Отзывы на "Марфу" и "Море"

    Наконец-то. Наконец-то долгожданный отзыв на "Марфу"! Еще один на "Море", очень сердцечный. Правда, только в Фейсбуке, но ссылки…

  • Рецензия к "Морю"

    Получила сегодня новую рецензию на свой роман "Семьдесят шестое море Павла и Маши П." Внутри рецензии ссылка на информацию о Соне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Отзыв к "Морю"

    Новый отзыв я получила на "Семьдесят шестое море Павла и Маши П". Очень ценно для меня, когда так глубоко чувствует человек. "…

  • Отзывы на "Марфу" и "Море"

    Наконец-то. Наконец-то долгожданный отзыв на "Марфу"! Еще один на "Море", очень сердцечный. Правда, только в Фейсбуке, но ссылки…

  • Рецензия к "Морю"

    Получила сегодня новую рецензию на свой роман "Семьдесят шестое море Павла и Маши П." Внутри рецензии ссылка на информацию о Соне…