anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

Продолжение банкета

О психосоматике, психофизиологии и биологической обратной связи. Пост длинный, начало ЗДЕСЬ

Прежде чем перейти к психосоматике, о которой, в общем, представление есть у всех, скажу о психофизиологии. Знаете, если бы я искала что-то, более подходящее мне по духу, вряд ли сумела бы найти. Потому что одним крылом эта наука пластает психологию, другим же – медицину, и для обоих этих крыл остается огромное пространство родных специальностей, которые, по мере отдаления, буквально охватывают весь мир. И тут самое главное не растянуться шире возможностей… Но об этом феномене я расскажу совсем потом, когда уже и о приборе biofeedback закончу. А пока можно посмотреть в Википедию, где написано, что психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики. Второе более близко и более понятно при обсуждении нашей темы, а первым я только собираюсь заняться пристально, даже накупила себе бумажных книг, без которых работать невозможно.

Как можно избежать возникновения психосоматических расстройств?

Думаю, это тоже в теории ясно всем. Самое первое – устранить источник стресса. А поскольку он, как правило, не устраняется, то есть и другой способ: научиться управлять своими реакциями. Оказывается, это возможно даже на уровне мимики мозга, которой, при помощи определенных тренингов, человек способен овладеть. Ведь это только вслушаться надо: мимика мозга! Звучит волшебно и потому, что как в сказке, и потому, что кажется недостижимым. Но мы неправы, если не верим в свои возможности. Я убеждалась в этом в течение последнего полугода на практических занятиях и намерена продолжить эти опыты самоубеждений в будущем.

Итак, либо мы покидаем фрустрирующую ( от лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») ситуацию, избавляем себя от раздражающих обстоятельств, либо учимся самоуправлению. Привожу цитату: «Изменение отношения к ситуации реализуется при участии психологических защит, благодаря которым блокируется восприятие или осознание вызывающих тревогу стимулов, сужается круг стрессоров, снижается интенсивность блокированных потребностей, изменяется их значимость или пути удовлетворения, меняется интерпретация происходящего», - это формулировка из реферата.


Тут очень интересно то, что путем работы над собой, путем применения усилий человеку удается изменить именно интерпретацию ситуации. В целях самосохранения, а так же сохранения окружающих от разноса, который привносит в любое общество разбалансированный человек, это иногда очень правильный ход. Но для этого, в самом деле, нужна стопроцентная осознанность, исключение роли жертвы из репертуара личности. Оказывается, именно это чрезвычайно непросто и далеко не всегда желаемо очевидно. Поэтому заболевания множатся. А способов борьбы с ними, кроме медикаментозных, которые, как известно, «одно лечат, а другое калечат», остается немного. И если уж быть совсем точным, то способ тут один: научиться регулировать самостоятельно физиологические параметры своего организма. К сожалению только, очень часто к этому средству обращаются уже «после банкета», когда «бегство в болезнь» свершилось. Оно еще называется соматизацией тревоги (перенос тревоги в тело) и обеспечивает социально приемлемый выход из трудно разрешимых и эмоционально значимых проблем, перенося центр тяжести с этих проблем на телесные ощущения. Еще раньше, чем это случилось, у человека происходит защитное блокирование способности осознавать причины стрессовой ситуации, в результате чего возникает неопределенная, так называемая «свободно плавающая» тревога, которая затем фиксируется на соматических ощущениях и расстройствах. Оказывается, так возникает великое множество болезней, и тут впору вспомнить расхожую фразу о том, что «все болезни от нервов». Как мы сейчас увидим, это очень похоже на правду.

Какие же заболевания относятся к психосоматическим?

Вот небольшой список:

1.Бронхиальная астма;
2.Эссенциальная ( первичная) гипертония;
3.Желудочно-кишечные болезни;
4.Язвенный колит;
5.Ревматоидный артрит;
6.Нейродермит;
7.Инфаркт;
8.Сахарный диабет на начальных стадиях;
9. Сексуальные расстройства;
10.Зоб;
11.Тревожные нарушения, навязчивые идеи, панические атаки и фобии;
12.Тремор, судорожные состояния пост-стрессового генеза, заикание;
13.Нарушение сна;
14. Мочеполовые расстройства;
15. Синдром хронической усталости;
16. Синдром психогенного переедания и недоедания;
17. Синдром раздраженного кишечника;
18. Головные боли мышечного генеза (как выясняется, это огромный процент из всего количества состояний)
19. Онкозаболевания – гипотетически, т.к. официальных доказательств психосоматической природы онкологии пока не существует.

Что же такое «обратная связь»?

Но снова небольшое отступление. Наш организм состоит из множества связанных взаимно систем. Любая наша реакция, которая повторилась, уже создала новую систему. Информация поступила – мозг ее обработал – реакцию выдал – это система и, в случае повтора ситуации и реакции, она закрепилась. Микро-информация – микросистема. Комплекс информаций – комплексная система. Если эта система формируется в нас из-за стрессовой ситуации или патологических обстоятельств ( травма), то и система создается патологическая, разрушающая гомеостаз, приводящая организм к заболеванию. Чем больше мы пребываем в патологическом состоянии, тем крепче болезнетворная система сама по себе.
Если для простоты остановиться именно на стрессе, то мы увидим, что каждое наше «возвратное» состояние, т.е., каждая наша реакция на стрессор сопровождается изменением физиологического состояния организма. Усиливается (индивидуально, у кого-то, возможно, наоборот замедляется) сердцебиение, увеличивается потоотделение, пересыхает рот, начинается дрожь, повышается давление, сжимает виски, бледнеет или, наоборот, краснеет лицо. Все мы знаем некрасивые слова о том, кто кто-то «со страху наделал в штаны», но ведь тут тоже патологическая защитная реакция организма, как и те, что перечислены выше. И это только то, что мы можем видеть своими глазами. А сколько всевозможных процессов проходят скрыто от наших глаз! Например, если от страха пересыхает во рту, это означает, что кровь прилила к мозгу, который лихорадочно ищет выхода из стресса, а в этом время обескровленный желудок начинает страдать от нехватки кислорода, и от этого замедляется деятельность слюнных желез… Конечно, мы не можем присоединить датчики к нашим желудкам, но к голове-то ведь можем и приток крови зафиксируем!

То есть, мы можем сделать какие-то замеры, зафиксировать параметры систем организма. Например, можем снять показатели энцефалограммы, причем, в довольно широком спектре – от двух до довольно большого количества точек съема, а оптимальным при этом считается двадцать один электрод . И кардиограмму мы снять можем, записать деятельность сердца. Фотоплетизмограмма фиксирует (упрощенно) эластичность и работоспособность сосудов. Мы можем заснять параметры потоотделения, тремора, специальными датчиками отследить количество морганий (окулограмма), замерить сокращение мышц( миограмма), подсчитать частоту верхнего и нижнего дыхания. Мы даже можем определить эффективность запирательных сфинктеров!

Когда и зачем нам может понадобится это делать?

Современными технологиями разработаны специальные приборы, которые допускают снятие показателей по всем указанным выше параметрам, суммацию данных (из-за малых величин, которые обработать невозможно) и выведение показателей для их последующего анализа. Конечно, для того, чтобы обследовать человека, нам необходимо хорошо изучить данные о нем. Затем, после подробной беседы и выяснения поверхностной причины, мы определяем род проблемы, которую нам следует устранить, и дальше я буду рассказывать очень упрощенно.
При помощи специальных компьютерных программ составляется сценарий работы с пациентом. Вкратце он состоит из определенной подборки видео и звукоряда, сопутствующих релаксации. То есть, сначала мы гармонизируем систему человека приятными видами и звуками, подобранными специально для него. Не надо забывать, что наш пациент сидит перед монитором, полностью обвешенный датчиками, нагеленный, напомаженный и зафиксированный. Поэтому в любом случае ему надо сначала привыкнуть к такому себе.
В следующей части сценария возникают стимулы, относящиеся к той сфере, которая вызывает у человека патологическую реакцию. На экране и в наушниках возникают характерные переживанию звуки и изображения, а на втором мониторе, перед которым сидит специалист, многочисленные графики показателей работы систем резко изменяют свою структуру. Специалист изучает обратную связь, но для пациента она будет выражена не графиками, а чем-то совсем иным.
Это «что-то» - может быть красивая картина, выбранная с учетом вкуса и проблемы пациента, может быть какой-то абстракцией, меняющей цвет, и вот перед этим изображением, по-прежнему в наушниках, человек остается сидеть, но теперь, стоит ему занервничать, изображение или распадается на пазлы, или вздувается пузырями, или превращается в сплошные помехи. Человек начинает что-то с собой производить. Это потому, что ему сказали, что, оказывается, можно заставить свой мозг не реагировать на раздражители и не посылать тревожных сигналов системам организма. Человек пытается не дышать, или дышать ровнее, он что-то делает с глазами, расслабляет позу, занимается странным сжатием мышц внутренних органов… Он "идет на ощупь", но в какой-то момент изображение вдруг становится идеальным! Значит, получилось, думает человек и продолжает стараться. И у него получается снова.

Конечно, новые системы строятся не сразу. Для снятия фобии полетов, например, нужно приблизительно двадцать сеансов. Их может потребоваться и больше, ведь все мы устроены по-разному. Главное в этом то, что человек научается управлять собой. И мы теперь понимаем, что означает обратная связь. Ведь именно ее, как информацию о состоянии своих систем, получает, глядя на экран монитора наш пациент.

Представьте себе больного, перенесшего инсульт, представьте, что у него не шевелится рука. Составляем сценарий, выясняем пороги реакций, подсоединяем датчики, даем человеку успокоиться и уравновеситься, а потом предлагаем пошевелить рукой. Конечно, больной отказывается, он точно знает, что это невозможно. Но мы настаиваем и человек пытается. Объясняем ему, какой именно из показателей относится к его неработающей руке. Внезапно на экране этот параметр видоизменяется. Человек потрясен, как же так? Он не верит своим глазам и пытается снова. Главное, чтобы мозг запомнил этот импульс, ведь нерв проходИм, главное – «запустить маховик»… Потребуется не более сорока сеансов, чтобы человек смог вернуть движение парализованной конечности. И это далеко не все!

Обобщая, можно сказать, что метод позволяет человеку выстроить новые системы, которые «встанут на место» взамен патологичных. И теперь мы с вами понимаем, что такое обратная связь, и как много возможностей нам предоставляет Biofeedback.

Какие именно состояния и заболевания подвластны методу биологической обратной связи?

Все психосоматические, которые я выше перечислила, кроме того, зависимости, но тут я подхожу аккуратно, потому что считаю, что в борьбе с зависимостями самое главное – зрелое решение человека, т.е., если тебя «привели и посадили», ничего не получится. Нужно хотеть и стараться самому. Фобии же лечатся прекрасно, мышечная ослабленность так же. И, что очень важно, великолепно поддается коррекции дефицит внимания у детей, а также «размытая» концентрация у взрослых. Вот работа с концентрацией это как раз и есть пример овладения мимикой мозга. Да и вообще, узнать, какую активность и при каких состояниях генерирует наш мозг, разве это не потрясающе интересно? Вот у меня, например, альфа-ритм локализуется не в затылочной коре, а в теменной… И мы пытались найти этому объяснения, но не остановились ни на чем. Я же для самой себя решила, что вижу я все-таки не глазами…

Итак. Кроме всего вышесказанного. метод Biofeedback предоставляет нам неограниченные возможности для самосовершенствования. Прекрасных показателей за последние годы добились специалисты, работающие со спортсменами. Выносливость повышается в разы. При этом не происходит перевозбуждения, потому что человек научается контролировать мозговую активность и переводить себя « в спящий режим».

Эту тему можно продолжать до бесконечности, она так же объемна, как и возможности, которые метод предоставляет. Но я все-таки закончу этот пост цитатой из своего же диплома:

«Согласно определению Американской Ассоциации Прикладной Психофизиологии и Биологической Обратной Связи метод биологической обратной связи является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации в конструктивном проявлении. Основной задачей метода является обучение саморегуляции или произвольному контролю физиологических параметров организма человека».

Tags: интересно, учиться никогда не поздно, это я умею
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments