anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

Новое мудрое письмо отца Александра Борисова

Дорогие друзья!

Наконец настало долгожданное лето, время отпусков, отдыха, солнца, тепла. Думаю, что, несмотря на все это, для нашей жизни важно поддерживать в себе тепло и огонь веры, так как без этого все, даже самое прекрасное в окружающем нас мире может очень скоро потускнеть из-за утраты духовного наполнения. Последнее же предполагает постоянное духовное делание, именуемое, как известно, МОЛИТВА. Понятно, что область молитвы бесконечно разнообразна, и для каждого человека есть какой-то свой объем и ритм молитвы. Однако, несомненно, имеются общие закономерности, о которых хотелось бы напомнить.
К теме молитвы меня подтолкнула небольшая книжечка ученика о. Александра Меня, Андрея Еремина, «Молитва и малые группы» (М. СПб.: Нестор-История 2014). Это выдержки из книги А. Еремина «Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков». Я буду приводить некоторые места из этой книжечки, не выделяя их кавычками, т.к. это будут все-таки не цитаты, а парафраз. Если кто заинтересуется, то книжечка эта есть у нас в киоске храма. Итак, некоторые выдержки из этой книжки.

Человек не имеет права останавливаться в своей внутренней жизни. Его задача – постоянный внутренний рост, восхождение во всем: в открытости, в смирении, и любви. Оставаться верным Христу, можно лишь непрерывно возрастая. Только движение по жизни вместе с Иисусом дает благодатное ощущение Богоприсутствия.
О. Александр Мень говорил, что в человеке есть две части: одна новозаветная, подлинная, духовная, но есть и ветхая, уходящая корнями в бесчисленное множество предшествующих поколений – человек хаотический, ленивый, не понимающий подлинного добра, совершающий поступки под влиянием страстных желаний. Такая личность разрушает себя и на духовном и на физическом уровне. Ибо если не стараться преодолевать темные начала в своей жизни, не может быть и речи о настоящей встрече с Христом в молитве. Потому мы и уделяем столько внимания телесной и душевной дисциплине, что само стремление структурировать жизнь уже является (если мы это делаем не ради самоутверждения) соучастием в борьбе Логоса и Хаосом.


Старец Силуан говорил: «Нет на свете дела более трудного, чем молитва». И все же через Евхаристию и молитву христиане входят в жертву искупления, принесенную Господом за весь мир. Значит, молитва – это не только вхождение в Пасхальную радость, но и вхождение в перенесенные Спасителем страдания, в Его Крест и Воскресение.
При этом о. Александр Мень постоянно напоминал о действии, которое должно идти впереди молитвы. Он говорил: «Древний мудрец отмечал: день, в который ты не оказал помощи одному из людей – погибший день». Эти слова надо чаще напоминать себе в молитве. Если она не сопровождается действием и любовью, она рискует выродиться в самообольщение. И чтобы такого искушения не было, о. Александр считал необходимым, прежде всего, сосредоточиться на добрых делах. «Взаимослужение, - говорил он, - есть, по существу, форма Богослужения, форма молитвы». Это относится, между прочим, и ко всем заботам о детях, больных, пожилых, о супругах и т.д.
Простая полезная деятельность дает человеку сознание своей нужности Богу. Если христианин может передать другим свою веру через помощь, через внимание, то это уже проповедь Евангелия. И все же активность члена Церкви не сводится только лишь к совершению добрых дел. Активность духовного человека – широкое понятие; оно включает в себя все творческое, внутреннее, все, что нужно для духовного возрастания.

«Какая главная цель молитвы?» спрашивал о. Александр. И отвечал: «Чувство Бога. Чувствовать реально, сильно, глубоко. Когда это чувство есть, тогда не страшны ни испытания, ни одиночество, ни искушения, ни смерть. Ни все то, что угнетает человека в жизни. Тогда есть полнота».
О. Александр своей личностью, книгами, проповедями и жизнью учил очень важному для каждого человека качеству – открытости миру и всему доброму в нем. Нелюбящий, замкнувшийся человек, по его словам, «это аномалия, клетка, выпавшая из организма, растение, оторвавшееся от почвы и не приносящее плода. Человек-христианин идет во внешний мир, сбросив с себя скорлупу «ветхого» человека – замкнутости и изоляционизма, узнав на собственном опыте, что такое спасение».
Но без внутренней жизни, без некоторой «инаковсти», действия христианина не будут насыщены любовью и в конечном счете, останутся безрезультатными. Может быть, конечно, и псевдооткрытость, игра в открытость, но ложь легко познается по плодам – многозаботливости, обидам, зависти, нестроениям в человеческих отношениях, подавленному состоянию души.
О. Александр не переставал напоминать об уникальности каждого из нас для Бога. Ибо, только осознав, что Христос любит не всех скопом, а каждого - меня, его, ее – лично, можно с надеждой обратить к Нему свой взгляд, полюбить Его самому, по-настоящему вступить в диалог, то есть начать молиться. «Если у человека есть искорка Божия в сердце, - говорил о. Александр, – то у него и с утра первая мысль о Христе, и вечером последняя мысль о Христе».
О, Александр говорил: «Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины. Кто хочет собрать свои мысли и чувства, ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам. Истинно духовная жизнь происходит только в собранности, внутреннем уединении». Именно в безмолвии человек может почувствовать любовь Бога, которая укрепит в нем решимость идти за Господом.

И последнее, что хочется привести из высказываний о. Александра.
«Вот вы стаете утром рано. Часто многие люди встают нехорошо. Мир кажется им противным. И вот в это время на одну минуту (если вы находитесь за городом) надо выйти в сад. И в молчании побыть наедине с природой.
Над нами – небо, мы его часто не замечаем. Восходящее солнце, гаснущие звезды, бледнеющий серп луны. Пение птиц, звон кузнечиков. Тишина мира.
Побыть перед этой тишиной хотя бы несколько мгновений целительно для души. Потому что в этом молчании присутствует Творец.
И если человек будет каждый день вот так стараться искать минуты внутреннего безмолвия, он обретет нечто, предваряющее молитву. Это будет источником силы. Вы потом будете скучать по этим минутам. Этому надо научиться, и этому можно научиться».
Добавлю от себя, что именно летом такие возможности могут быть наиболее доступны для нас. Остается только постараться их не упускать.

Храни Вас всех Бог! Всегда Ваш, прот. Александр Борисов

18 июня 2014 г.
Tags: священник
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author