Но равином - Мойшин тесть.
Все мы ходим в синагогу:
Что нам жалко? Вдруг он есть"
Это, кажется, Губерман, а напомнил мне сии вдохновенные строки рОднЫй кум, и буква "Б" в первой строке - так и надо. А от шутки я пойду сейчас совсем в другую сторону.
Некий очень серьезный светский фонд заинтересовался моей третьей книгой. Начались переговоры. И вдруг выяснилось, что слово "светский" означает, что беседы на темы веры в Бога исключены. То есть, речь с той стороны пошла о религии, а мои попытки объяснить, что вера и религия не одно и то же, видимо, оказались невнятными. Правда, мне сказали, что я могу дать ссылки на свои романы, отослать читателей за подробностями туда. Но я встала перед дилеммой.
В университете у нас есть одна женщина, она из "врачей без границ". Время от времени она исчезает на несколько дней, потом появляется снова. Она летает по всему миру, может быть в горячей точке где угодно. Потом возвращается и сидит тихо. Она и говорит очень пониженно, и шаги ее беззвучны.
И вот, я к ней подошла, получив сообщение из фонда, и весьма взволнованно попросила ее мне помочь. Компромисс компромиссу рознь, через себя переступать я не стану, изменять своим принципам и взглядам ради наград тоже. И если уж я заменю какие -то слова в тексте, то исключительно если буду знать точно: я не покривила душой.
Женщина эта, ей около пятидесяти, мне ответила очень интересно. Спросила, под какую музыку я пишу книги. Сказала, что музыка, под которую я их пишу, должна моей аудитории подходить - хотя бы в моем собственном понимании. Это важный аспект, я не думала об этом прежде, писала, включая ту музыку, которая устраивала меня, и все. Потом она напомнила, что жизнь - многослойный пирог. Вроде, ничего нового, но... Если хочешь искать и принимать, то порой и знаемое не вредно послушать еще раз. А потом она рассказала, что, когда они прилетают куда-то в горячую точку, то нет для них ни религии, ни политики. Иначе никто никому помочь не сможет, и никто ни от кого не сможет помощь принять.
- Нет политики, нет религии. Есть только ЛЮБОВЬ.
Знаете, иногда человек тебе что-то скажет, и ты, кажется всегда это знал. Но вот именно от него - принял как данность. Или как тот самый волшебный пендель. Или как наказ. А еще, если ты знаешь, что человек смог сделать, делает или же пережил что-то, что тебе и не снилось, это неминуемо означает, что он постиг что-то, чего ты, каким бы ты ни был опытным и мудрым, не знаешь. Вот это самое "есть что-то, чего я не знаю" очень важно не забывать. Самое интересное, что оно может оказаться и, если ты открыт, оказывается решительно повсюду. Нужно только не гордиться. А прийти и сказать: "Помоги мне, пожалуйста! Мне сейчас нужна твоя помощь". Или: "Ты мне расскажи, что ты об этом думаешь, и тоже буду думать".
Я согласилась с предложением фонда, пообещала: "Спрячу". Убрать не обещала, а спрятать именно.
Это книга о воспитании детей.
Правлю текст перед заключением договора. Я поняла, что надо рассказать о важном так, чтобы верующие поняли, о чем я, а атеисты тем, что им чуждо, не смутились.