Снился мне сон. Дорога, по ней идут изможденные люди, а по обочинам другие - с автоматами. И собаки при них. Впрочем, насчет собак не уверена, снилось ли, или же я помню их из фильмов и рассказов о войне. И вот - серая, коричневая дорогая, люди такого же цвета в отрепьях, ноги путников распухли и стерты до крови. Время от времени какой-то человек падает и на него кричат. Если он не встает, раздается выстрел, идущие смыкаются плотнее, лежащий остается врастать в дорогу. И дождь, дождь.
Я проснулась и подумала, что если бы шла по такой дороге одна, не прошла бы долго. Скорее всего, я выбрала бы перестать идти. И была бы благодарна тому, кто меня пристрелил. Но если бы я кого-то несла, я бы не упала. Так я размышляла, проснувшись. Я бы несла его и несла, любой ценой. И может быть, конечным пунктом этого шествия оказалась бы печь.
Бывают люди, которые считают свои проступки. Их не подводит память, и они знают: вот этого себе не простить, того и того. Порой список получается длинным. И люди с ним ходят, носят список с собой. Это вовсе не похоже на самоедство, есть список и есть. Он как шпаргалка. В него можно заглянуть, чтобы простить кого-то еще. А иногда везет особенно сильно. Это случается, если попутчик вдруг повторяет что-то, занесенное в список. Но только теперь это обращено на тебя. То, что в твоем списке, то, что ты носил, не прощал себе и помнил, вдруг сделали тебе. Как тогда тебе быть?
Этот миг хорош. Потому что список проступков может стать короче. Если тебе сделали это, особенно, если сделали еще хуже, ты можешь вычеркнуть из списка то, что когда-то сделал другому, то, что себе не прощал. И станет тебе жить светлее. Поэтому, когда идешь по дороге из сна, жди. Вдруг оно случится, вдруг кто-то расщедрится и от всей души одарит тебя нежданным чудовищем поступков человеческих. И вот когда ты отдышишься, тебе стоит спокойно подумать. Потому что, если у чудовища знакомое лицо, дальше тебе станет легче идти.