Конечно, все мы знакомы с теорией рефлексов и с "собакой Павлова" ; кто больше, кто меньше, но "проходили" эту тему в жизни все. И вот на лекциях в МГУ мне этот вопрос открылся под другим углом. Возможно, виной тому мое "внезапное повзросление" относительно моих же школьно-студенческих лет. Возможно, те образы, к которым прибегли преподаватели сейчас, оказались удачнее прежних.
К Ивану Павлову коллеги и ученики относились с огромным уважением. Он строго спрашивал с себя, был педантичен в поведении, и не "обещал" ни словами, ни поступками того, чего дать не мог. Говоря о своем научном творчестве, Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке".
Да, где ни почитай, отношение к науке и людям в ней, было у Павлова на высоте.
Но с животными дело обстояло иначе. А пример, о котором я упомянула выше, вот какой. Павлов считал, что животное не имеет сознания, то есть, оно не способно переживать. Паровоз, говорил Павлов, скрежещет колесами об рельсы при торможении и издает при этом дикий скрип. Вот и собака визжит, когда ей без наркоза отпиливают лапу лапу, не потому, что она страдает. Животное - механизм, не более того.
Что важнее - потом или сейчас? Наука, которая без Павлова, возможно, не смогла бы достичь многого, или боль и страдание ни в чем не повинного животного? Как вы считаете и почему?