Думаю, вокруг меня полно других. И они, другие, куда нормальнее меня, потому что им, очень может быть, было интересно и раньше - откуда родом их предки, не то чтобы древо генеалогическое, а сады целые предъявляют люди. Причем, не старые, которые задумываются на эту тему почти все, а вовсе ...среднего возраста.
Некоторые люди умеют сразу, с детства смотреть назад. Я же этого свойства была лишена. Даже помню, как удивлялась в ту далекую пору, если мне вдруг начинали рассказывать, мол, "а дед мой, представляешь?" или еще чудней: "а моя прабабка..."
Мне не было интересно. И в детстве не было, и в юности, и в молодости. Даже в зрелости нет, интересно не было. То есть, говорили что-то. Но о чем-то молчали. Говорили не совсем одинаково. Молчали наглухо. Я же предпочитала что-то иное, в чем разбиралась сама. Иногда задавала вопросы, но редко получала ответы, которые могли бы меня удовлетворить. Просто так копьями махать не хотелось. А потом оказалось, что спрашивать больше некого.
Более или менее понятно с родом моего отца, все-таки, эта "линия меня" свои традиции и память предков берегла, хоть и меняла изредка мнения. Впрочем, мнения тоже ведь не с потолка, мой отец дважды получал свидетельство о смерти своего отца, моего деда - с разными датами расстрела.
А вот со стороны мамы одна половинка, тоже материнская, с недомолвками просматривается, а вторая, отец матери - пустота. Фамилия, имя, отчество и все. Но я, конечно, у бабушки спрашивала. И это был тот самый случай, когда понимала всю бесполезность затеи. Что-то невнятное я слышала в ответ. И неодинаковое. И, что уж там, теряла интерес. Расположить мою бабушку к откровению, это было нереально и невыполнимо. А тот пунктир, который оставался после моих вопросов, сводился к разводу с маминым отцом по причине непонятной. То ли гулякой дед был, то ли выпивохой. Музыкантом вот еще был. Да и все. А бабушка потом пару раз замуж ходила на короткое время, но говорила, что это затеи были глупые. Остальное же время жила припеваючи.
И вдруг мой отец мне выдает версию, к которой я готова не была. Дед, говорит он, отец мамы, скорее всего бы репрессирован. Я очень удивляюсь, но папа объясняет свою догадку так: бабушка, мамина мама, всегда скрывала историю своего развода, пугалась при упоминании. Мама тоже ничего не знала и тоже этой темы боялась. Бабушка после развода сразу же вышла замуж, взяла фамилию мужа, но в замужестве прожила всего месяц, разошлась и больше этого мужа никто никогда не видел, данных о нем не сохранилось тоже. Разве что фамилию его она почему-то носила всю жизнь...
Вот и все аргументы. Но я подумала, что очень похоже. Просто очень. Бабушка моя, трепетно мною любимая, именно так бы и сделала, это факт. Вышла бы замуж, сменила бы фамилию и молчала бы, как убитая, всю жизнь. Неудивительно, что мне не отвечали.
Тогда получается, что репрессированы у меня оба деда. И отец отца, но мы хотя бы знаем, что он расстрелян в 38 году на Бутовском полигоне. И отец матери. О котором я даже места рождения не знаю. Даже даты.
Савельев Павел Иванович. И никакое "Жди меня" не поможет, потому что нет данных. Человек, рожденный, скорее всего в конце позапрошлого столетия, имеющий распространенную фамилию...
Но я не скорблю. Просто думаю, что теперь хотела бы знать.