anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

Что я не так говорю

Об образах, ролях, своем восприятии и о том, как некоторые актеры "звездят"

Я чувствую, что мне в который раз не удается передать свои мысли словами. И либо мои слова вообще ни с чьими мыслями не состыковываются, как если бы среди урагана я голосила о  хорошей погоде и вот бы ждала, что меня в моей радости поддержат, либо, и это скорее, я все-таки чего-то не договариваю, не умею себя объяснить.

Хочу сделать еще одну попытку. Я говорила о Чапаеве и вчера о Есенине - о персонажах фильмов, что шли по Первому каналу последнее время. Коснулась я и актеров - вскользь, потому что это для меня особенного значения не имело, но сейчас скажу немного больше слов. Вдруг получится себя выразить наконец.

Любой сюжет - версия. И можно бесконечно спорить о том, "что там было на самом деле", что так, что не так. Можно, конечно. Но мой разговор о другом. Я принимаю именно тот сюжет, который вижу - и не на веру, я вообще ничего не принимаю на веру, на рассмотрение. Я отвечаю созданному образу, при этом к актеру, его воплотившему, могу не относиться никак. И то ли это мое такое ущербное устройство, то ли просто оно повернуто под непривычным углом, я не знаю. Но очень хочу, чтобы меня услышали.


Я практически никогда не обращаю внимание на то, как снят фильм. Если только это не шедевр плана "Куда приводят мечты", например. Но даже тогда говоря "как хорошо сделали", я немного себе не доверяю. Потому что то, как сделали, меня, как правило, вообще не интересует.

Это как в жизни. Человек, ко мне приходящий, может быть одет не по законам не только моды, но и условностей, он может выражаться не обычным образом, он может с трудом объяснять себя, от самого себя прятаться и нарушать какие-то нормы. Я буду все это в сумме воспринимать как некие помехи, приравненные к задаче определить суть без учета внешней атрибутики. Увидеть конфету, не обращая внимание на фантик. Догадаться, как открывается сундучок, замок от которого спрятан. Услышать, что в себе несет человек, как бы он этого ни пытался скрыть даже от самого себя.

Мне интересен человек.

В образе Чапаева, созданного режиссером Сергеем Щербиным и сыгранного Сергеем Стрельниковым, меня поразил самостоятельно мыслящий, не зависящий ни от каких насаждений - времени, общества, событий - человек.
Он воюет за Красных, но с их приходом не утрачивает веры в Бога.
Он воюет за революцию, но говорит о ней, что она "грязь и кровь".
Он не только не  впадает в массовый психоз времени (как мы понимаем, никакое другое время его собой бы не заразило), он вообще не подвержен штампам, самостоятельно принимая решения - невзирая на опасности, запреты, на общепринятое.
Он благороден и честен,
он милосерден и слово, данное им, надежно более чем.
Он горяч, но способен обуздать себя в голодной страсти.
Он щедр и самоотвержен, и это далеко не все, о чем бы я говорила, останавливая фильм при просмотре с пультом в руке.
Вот именно этот образ меня так тронул. Я увидела личность, растущую вверх, не щадящую себя, иступленную и - вот еще что - практически не подверженную пороку... Помните, говоря о Высоцком, я рассуждала, что все эти вспомогательные убийственные вещи - алкоголь, наркотики - порой просто необходимы носителям темных крыльев...
Но этот образ Чапаева светл, и он не нуждается ни том, чтобы нечто заводило его, ни в том, чтобы распустить сбрую искусственным путем. Он справляется, справляется и справляется. Он достоин  и даже если смятен, даже если совершает ошибку, способен ее признать также достойно. Он наполнен любовью, но этому Одиссею не встречается Пенелопа... Честно говоря, глядя на его женщин, мне стыдно за весь бабий род.

  Вот этот Чапаев завоевал мое сердце, это образ вместил в себя то, что мне в человеке, в мужчине видится главным. А как поставлен фильм, кто сыграл героя, даже кто написал сценарий - я не умею этими темами увлекаться и анализировать их. Это не означает, что я их обесцениваю. Я ими не владею и все, что их касается, от моего внимания ускользает. Если бы я разговаривала с режиссером, с актером, то и тогда, думаю, старалась бы не слова "взять" в первую очередь, а увидеть то, что "за фантиком". Но я не только не говорю с ними, я их не замечаю, видя только созданный ими образ. Как, разговаривая со взрослым человеком, я не особенно задумываюсь, какая мать его родила. Для этого нужно, чтобы ко мне пришла сама мать.

 Пообещала о звездизме, но не успеваю, надо срочно уйти. Вернусь и скажу.

Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments