Нет, это не ты, это я. Это я, переставшая быть собой. Я, попавшая в агрессивный поток московского движения и переставшая подчиняться собственным внутренним нормам. Это я, капля в океане, ставшая океаном и играющая теперь по его правилам. Это я, еще не выросшая настолько, чтобы при любом стечении обстоятельств сохранять себя.
Еду с кем-то знакомым. Слышу: "Да двигай ты уже, чтоб тебя!" С заднего сидения спрашиваю, что там.
- Да вот, стоит, как... - раздраженно отвечает мой обыкновенно сдержанный друг. - Идиот какой-то, давно зеленый, а он не с места!
- Ну, что ты так реагируешь? - успокаиваю его я. - Может, человеку сердце кольнуло, может, мало ли что...
- Смотри, куда прет! Куда прет! Нет, ну козел же, козел! У, козлина! - раздается с водительского места спустя несколько минут.
- Да пропусти ты, оно тебе надо?
- Да щас! - друг напряжен, машина набирает скорость, совершает маневр и вот его голос уже звучит победительно. - Вот тебе, влез? Обогнал? У, козззел!
Все не так, когда я с кем-то. Хотя и тогда неприятно. Я даже предупредила одного, наиболее резвого: "Учти, будешь так себя вести, больше ездить с тобой не буду". Но стоит мне сесть за руль самой, как "погода" меняется. Несколько минут дороги, и я другая. Нет больше женщины в почтенном возрасте. Это незнакомое и неприятное мне существо энергичное, борзоватое и лишенное признаков половых различий. Напряжение, скорость, я отлично вожу машину, и - "нет, ну ты идиот, ну идиотина же!" - гнев, раздражение, чужая шкура.
Я перестала ездить из-за спины, когда сидеть более или менее долго мне стало трудно. Потом, после операции, немного оклемалась и вернулась за руль. И вдруг заметила это. За рулем я - больше не я. Это кто-то еще, который пусть не лезет в схватку с теми, кто на все правила забил, но вступает с ними в диалог, оценивает, озвучивает, реагирует. Я попробовала контролировать себя усиленно. Вроде удалось. И вот, какое-то время пути я с усмешкой следила за тем, как самоутверждаются некоторые люди. Но "удивительное рядом", и в конце концов непременно происходило что-то, отчего я вздрагивала и, давя на клаксон, высказывалась
примерно как в анекдоте про Вовочку. Одна реакция, и потом стыдно, стыдно...
Я больше не за рулем. И до тех пор, пока происходящее за окном машины способно заставить меня, пусть на минуту, но потерять человеческий облик, в Москве я за руль не сяду, если, конечно, не форс-мажор. Мне кажется, что если я становлюсь такой же, как эти, которые жить не могут, если не мериться, у кого круче, то я добавляю зла. Конечно, добавляю, пусть на каплю, но океан агрессии становится гуще.
Пусть я поеду на общественном транспорте - задумчивая и расслабленная. Пусть мне придется нести свою поклажу самой. Несколько месяцев я уже живу так, и мне это нравится. Там, где свои пути прокладывают пешеходы, сколько бы ни говорили об ужасах часа "пик", человечности все же намного больше.
Может быть, это кому-то покажется смешным. А для меня именно тут право выбора. И свобода.