Сколько бы мы ни познавали себя, сколько бы ни проверяли, до тех пор, пока мы через эту ситуацию не пройдем, никто не сможет сказать с уверенностью, присядет ли он, вожмется ли в землю, обхватив от ужаса голову руками, бросится ли за спину второго, пытаясь спастись за живым телом, или примет пулю, закрывая другого собой. Не даром на войне никто не мог спрогнозировать заранее, кому стать героем, а кому предателем. Робкие совершали подвиги, боевитые, самоуверенные и языкастые прятались в кусты, и наоборот - отползали во рвы трусоватые, а те, что считались отважными, шли вперед. Как поведет себя человек в новой для него экстремальной ситуации, заранее не знал никто.
«Познай самого себя» – изречение, начертанное на фресках греческого храма Аполлона в Дельфах, это я взяла из интернета. Кажется, Сократ сослался на эту мысль, как на главную задачу жизни человека. "Познай себя" - сказал он. И снова интернет подсказывает, что
Цицерон сказал: "Проверь себя". До конца жизни, в каждом выборе, в каждой эмоции - проверь себя, чтобы себя познать хотя бы к смертному одру. Задача одна из самых трудновыполнимых.
Но вот Христос сказал иначе. "Отвергни себя"! - сказал Христос. Это шаг до познания или после? И важна ли дилемма, если ты себя отвергаешь?
Думаю, да, потому что есть разница, ты задвинешь за спину песчинку или тебе придется толкать глыбу. Но даже и это не делает возможным с достоверность предположить, каким из трех действующих лиц ты окажешься в ситуации, когда на тебя и твоего спутника направлен ствол. К слову сказать, пока ты глыба, не задвинешься, нет. Стало быть, себя, свое "я" - не отвергнешь.
Кто себя знает? Кто свои действия хотя бы в силах предположить? Или, может быть, кто-то уже прошел через такое? Есть немногое знание, за которое я готова была бы дорого платить, это их того числа. Хотя, спроси меня: "и что ты потом будешь с этим делать?", я не найду ответа. Наверное, просто жить. И не бояться, если я вариант третий.