Прошло какое-то время, и вдруг процентов своих я не получила. Месяц, два, три. Человек каждый раз что-то объяснял, просил отсрочки. Выбора у меня не было, как только соглашаться. Прошло еще около полугода, серьезно заболел кто-то из детей. Я позвонила в далекий северный город этому человеку, объяснила, что у меня проблема с ребенком. Он сказал, что конечно все отдаст, но не сейчас. И снова прошло время. И еще одна беда коснулась нашего дома, и опять я позвонила этому человеку. И он снова пообещал.
Я не знаю, какие меры предпринимали бы другие люди на моем месте. Я же дождалась третьей беды. И когда с этой третьей бедой я позвонила ему, он подошел к телефону пьяный и, услышав мой голос, начал вдруг срашно меня поносить - матом, как угодно. Суть его речи сводилась к тому, что он давно мне процентами все мои деньги выплатил, и что ничего он мне не должен, а я - и дальше россыпь этажей и жителей на них.
Я все это послушала. Надо сказать, голову тогда сдавило сильно. Но я взяла себя в руки и сказала ему:
-- Раз ты мне все это говоришь, значит, мне нужно было это о себе услышать. И раз я это услыхала, то я тебе говорю: хорошо. Ты мне отныне ничего не должен. Я прощаю тебе твой долг. Просто потому что ты казался мне хорошим парнем и я не хочу, чтобы ты жил дальше с такой грешиной на душе. Считай, что я тебе долг списала и прощай. Больше ты меня никогда не увидишь.
И тогда он заплакал. Он просил его простить, снова клялся...
Но я повторила:"Прощай" и повесила трубку. От всяческих соблазнов я уничтожила все его координаты, память моя выкинула его фамилию, осталось только имя и название северного города, в котором этот парень в то время жил. Подруга моя, которая рекомендовала мне его, об этой истории вообще не узнала. А я больше никогда не давала денег в рост и никогда ничего не узнала о дальнейшей судьбе этого человека. Очень надеюсь, что он выгреб все же. Вот так эта история и завершилась.
Когда люди начинают свое общение, они никогда не знают, каким оно станет, чем завершится, к чему приведет. Мы разноязыкие и разнопланетные, нам кажется, что наши привычки и взгляды очевидны, на самом же деле это далеко не так, и порой мы шокируем друг друга, утверждая то или иное. Иногда, во время поняв, что несостыков в общении больше, чем точек соприкосновения, люди расходятся тихо и не наносят друг другу травмы. Иногда происходит по-другому, и вслед летят упреки, приговоры и резкие слова.
Так же, как и двадцать лет назад, я считаю, что ни одно слово никем не сказано в наш адрес зря. Подумать, зачем оно прозвучало, отбросить или все же сохранить как материал для работы над собой - тут кто как хочет и как привык. Я же уверена, что самое обидное может чему-то научить, самое недоброе способно что-то поднять со дна памяти, чтобы некий давнишний урок завершился, самое несправедливое в состоянии указать вектор поиска того, как не следует поступать. Поэтому вне зависимости от того, какие когда слова прозвучали, я каждый раз думаю одно и то же: "Все услышала, все запомнила и надеюсь, что уроки взяла. Счастливо тебе, человек!"