anna_gaikalova (anna_gaikalova) wrote,
anna_gaikalova
anna_gaikalova

ПРИЯТНОГО ВАМ ОТДЫХА

Протоиерей Александр Борисов Прислал сегодня по электронной почте небольшое письмо с двумя интересными вложениями. По просьбе читателей публикую присланное. Во второй вкладке интересная статья Ольги Седаковой  Что такое быть свободным.? К сожалению, текст полностью не поместился, я попытаюсь запихнуть его целиком в следующий пост. А пока само письмо и вкладка первая -  ПРИЯТНОГО ВАМ ОТДЫХА
Дорогие друзья!
Вот начинается самое замечательное время года, когда тепло и Солнце созидают жизнь, которая, сохранившись на протяжении долгой зимы, передаст эстафету жизни следующим поколениям. Всем нам желаю хотя бы ненадолго переменить место, отдохнуть за пределами нашего мегаполиса. "Помни день субботний" означает, кроме самого главного (благодарения Богу и молитвы) также и отдых от повседневных забот. Хотя, конечно, объективно, забот, связанных с отдыхом бывает ничуть не меньше, но одно то, что они другие, уже дает нам возможность переключиться от обыденной жизни к другой, и тем самым не только отдохнуть, но и по другому взглянуть на многие привычные вещи. Очень важно молиться за устройство во всех наших делах и планах, и особенно за погоду, дабы избежать нам нестерпимой жары и пожаров.Не берите с собой в отпуск много книг. 2-3, плюс Библия - будет вполне достаточно. Всем желаю приятного отдыха, потрудиться (у кого есть такая возможность) на земле, выращивая прекрасные плоды и цветы, и с
новыми силами и впечатлениями осенью начать новый трудовой год. Как и всегда в это время, расписание высылается на два месяца: июнь и июль (в одном файле). Кроме того высылаю Вам еще два приложения: некоторые мои размышления и замечательную статью Ольги Седаковой.

И ПРИЯТНОГО ОТДЫХА

 

Дорогие друзья!

Вот начинается самое замечательное время года, когда тепло и Солнце созидают жизнь, которая, сохранившись в течение долгой зимы,  передаст эстафету следующим годам и поколениям.

Всем нам желаю хотя бы ненадолго переменить место, отдохнуть за пределами нашего мегаполиса. «Помнить день субботний» означает, кроме самого главного (благодарения Богу и молитвы), также и отдых от повседневных забот. Хотя, конечно, объективно, забот, связанных с отдыхом, бывает ничуть не меньше, но одно то, что они другие, уже дает нам возможность переключиться от обыденной жизни к другой, и тем самым не только отдохнуть, но и по-другому взглянуть на многие привычные вещи.

Очень важно молиться за устройство во всех наших делах и планах, и особенно за погоду, дабы избежать нам нестерпимой жары и пожаров.

Не берите с собой в отпуск много книг. 2-3, плюс Библия – будет вполне достаточно.

Кроме этого желание моего сердца поделиться с Вами некоторыми впечатлениями последнего времени.

Во-первых, я познакомился с одним любопытным человеком. 49 лет. Чиновник районной Управы. Член «Единой России». Родился в Москве. В молодости активный работник Райкома Комсомола и т.п и т.д. Очень активный, все время говорит, не слушает, перебивает. Мы познакомились в связи с озеленением двора, но быстро перешли на часовой разговор «за жизнь». В его голове несметное количество самой разнообразной информации. От пугачевского восстания, которое, оказывается, финансировали французы, до «Майн Кампф» и мифологии Гитлера, который был убежден в том, что арийский огонь в сжатые сроки растопит русский лед, и поэтому не подготовил зимней формы для своих солдат. Когда я осторожно заметил, что наша главная проблема в том, что хотя наш народ, в общем-то, верит в Бога (как правило, на уровне «что-то есть»), но при этом совершенно утратил за 70 советских лет понимание того, что эта вера должна что-то менять во взглядах и поведении человека.  Я цитировал слова Господа: «Познайте Истину, и истина сделает вас свободными». На это он горячо убеждал меня, что у каждого своя истина (признаки демократии). Я попытался сказать, что Истина – это Иисус Христос, и эту истину мы узнаем из Евангелия, которое является основой жизни Церкви и вообще основанием всей нашей европейской цивилизации. В ответ  последовал целый шквал обвинений: «Да что нам эта Европа? Мы должны жить своей, русской жизнью и т.д.». Я осторожно спросил, читал ли мой собеседник Евангелие. Оказалось, что в детстве, в 13 лет на чердаке у деда  он нашел маленькую книжку без обложки и попробовал читать. Это оказалось Евангелие. Признался, что понимать было очень трудно. На этом его знакомство со Словом Божиим закончилось. Он крещен, брак венчан, но в Церковь ходить некогда.

Я вдруг понял, что вот таких же людей у нас, наверное, процентов 80 или 90. Именно они создают высокий рейтинг «лидера нации». В чем-то переубедить их, по крайней мере, в кратком разговоре абсолютно невозможно. Они знают массу вещей, кроме самого главного.

Из этого краткого знакомства я еще раз убедился в том, что главным для нашей страны и народа сегодня является чтение и понимание Библии. То, с чего еще в детстве начал свою работу о. А. Мень, когда в 7-м классе стал писать книгу «О чем говорит и чему учит нас Библия». Эта книга объемом в 420 страниц была закончена в 1958 г. Речь идет, конечно, не просто о знакомстве с текстом, но о его понимании и стремлении жить сообразно воле Творца. Все это вводит нас в огромный, сложный и бесконечно прекрасный мир духовной жизни, без которой жизнь людей превращается во взаимное самоуничтожение.

О том же самом в 70-х годах говорил в своем завещании прихожанам настоятель первой церкви, в которой я служил с 1973 по 1991 г.г., протоиерей Михаил Орлов: «А самое главное – читайте Евангелие, в нем – все». Буквально эти же слова повторенные архимандритом Кириллом Павловым, духовником патриарха Алексия II, были вынесены на обложку Журнала Московской Патриархии лет пять назад.

Во-вторых, несколько слов о книге замечательного московского священника, протоиерея о. Алексия Уминского, настоятеля храма «Живоначальной Троицы в Хохлах». Книга называется «Тайна примирения» Это цикл бесед с прихожанами об исповеди и причащении. Книга вызывает у меня противоречивые чувства. С одной стороны замечательная беседа «Страх греха не спасает от греха, радость о Господе спасает». В этой беседе есть такие замечательные слова: «Самое главное, о чем мы должны помнить, когда готовимся к исповеди, это не списки с перечислением наших грехов, а Евангелие, где говорится о любви Христа ко грешникам…».

С другой стороны есть главы, с которым согласиться трудно. Например, где говорится об общей исповеди (стр. 99-103), которая действительно была введена св. Иоанном Кронштадским именно ввиду большого числа причастников на его литургиях. Далее о. Алексий утверждает, что в послевоенный период либо по немощи священников, недавно вышедших из лагерей, либо по равнодушию и небрежности бывших обновленцев, общая исповедь стала наиболее распространенной.  Прежде всего, нельзя упрекать в равнодушии всех «бывших обновленцев». Я был знаком с замечательным московским священником прот. Игорем Малюшицким, тоже из «обновленцев». Чудесный, глубоко духовный, удивительный человек.

Конечно, общая исповедь не может быть нами определенно названа Таинством. Тем не менее, мы же практикуем в вечерних молитвах «повседневное исповедание грехов». Что это Таинство? Очевидно, нет. Покаяние? Очевидно – да! Так и общая исповедь при большом числе причастников, когда нет физической возможности исповедовать перед Литургией, или даже накануне 500-600 человек, становится таким призывом к покаянию. Да и при частом причащении (еженедельно или два раза в месяц) как правило, не наберется у человека, ведущего постоянную церковную жизнь, столько проблем, что о них надо непременно поговорить со священником. Людям придется мучительно придумывать, что бы мне сказать на этот раз? Цель общей исповеди – напомнить о необходимости раскаяния в нашем несоответствии тому образу ученика Христова, который мы призваны осуществлять в нашей жизни. Разумеется, раз в один-два месяца следует придти на индивидуальную исповедь, чтобы общая исповедь не стала ширмой нашего нежелания в чем-то покаяться и что-то изменить в своей жизни.

В то же время в книге есть замечательные места. Вот одно из них. «Ни одно из Таинств не может быть раскрыто до конца, не может быть исчерпано словом катехизиса или внешним описанием. Таинство покаяния менее других поддается описанию, потому что в нем заложена какая-то двойная тайна: оно еще более сокрыто и не имеет внешнего проявления…  Это Таинство наименее уставное и в общем не имеет внешней формы – определенной, устойчивой и неизменной. Складываясь в течение веков по велению Духа Божия, свободно меняясь в зависимости от требований времени, оно принимало различные формы и ни одна из них не является устоявшейся» (стр.30).

Книга сейчас есть у нас в киоске. Но вот, говорю о ней с указанными замечаниями.

В-третьих.  Настолько мне понравилась статья Ольги Седаковой, нашего замечательного поэта, мыслителя, христианки, что тоже захотелось поделиться ею со всеми вами. Статья была мне прислана нашей прихожанкой, Аней Маянц в числе материалов к нашей загородной конференции в конце мая на тему «Где Дух Господень, там свобода», и посвящена именно теме свободы в нашем отечестве сегодня.

И, наконец, в-четвертых. В нашем киоске есть диск с аудиозаписью лекций митрополита Илариона и нескольких московских священников (в том числе – четыре лекции о. Петра Мещеринова), объединенных общей темой «Основы православного мировоззрения». Диск так и называется. Но кроме этих лекций на нем есть также 10 лекций Андрея Десницкого, замечательного нашего библеиста, прослушать которое горячо рекомендую. Эти материалы можно также послушать и скачать, на сайте  www.predanie.ru

Средства от продажи дисков, как утверждает надпись на обложке диска, пойдут на помощь больным детям.

Вот пока все, всегда Ваш, прот. А. Борисов.

19.05.11.

Tags: интересно, священник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments